Джо́зеф Джон Кэ́мпбелл (Joseph John Campbell; 26 марта 1904, Нью-Йорк — 31 октября 1987, Гонолулу) — американский исследователь мифологии, наиболее известный благодаря своим трудам по сравнительной мифологии и религиоведению. Работы Юнга, Джозефа Кэмпбелла и Мирча Элиаде привели к настоящей концептуальной революции в понимании мифологии. Согласно Кэмпбеллу, мифы не являются только лишь вымышленными историями о приключениях воображаемых персонажей в несуществующих краях и, соответственно, лишь произвольными продуктами индивидуальной человеческой фантазии. Они возникают в коллективном бессознательном человечества и являются проявлениями изначальных организующих принципов психики и космоса, которые Юнг называл архетипами (Сampbell, 1988). Увлечение Кэмпбелла мифами, восточными религиями и юнгианской психологией в итоге вылилось в его знаменитое исследование мифов о герое — «Герой с тысячей лиц» («Герой с тысячью лицами», 1949). Вскоре последовали и другие значительные работы по сравнительной мифологии. Вскоре последовали и другие значительные работы по сравнительной мифологии. После путешествия в Индию в 1954 году Кэмпбелл пишет «Маски Бога» (1959—1968) — четырёхтомное исследование мифологии. Его целью было написать историю мифов, через которую прослеживается «фундаментальное единство духовной истории человечества» в виде повсеместно распространённых мифологических сюжетов таких, как похищение огня, потоп, земля мёртвых, непорочное зачатие, воскресающий герой. Следующей книгой Кэмпбелла был «Полёт дикого гуся» (1969) — сборник эссе о биологических, метафизических и историко-культурных истоках мифов и секуляризации сакрального в современном мире. После ухода из Колледжа Сары Лоуренс в 1972 году Кэмпбелл переехал в Гонолулу, где продолжил писательскую деятельность. К этому периоду относятся работы «Мифы, в которых нам жить» (1972) — о необходимости новых мифов в современном мире, «Мифический образ» (1974) — исследование связей между снами, мифами и искусством, «Внутренние просторы космоса: метафора как миф и как религия» (1986) — сборник лекций по мифологии, «Исторический атлас всемирной мифологии» (1983, 1989) — попытка проследить происхождение и распространение мифов, а также «Сила мифа». Джордж Лукас после выхода на экраны «Звёздных войн» в конце 1970-х годов заявил, что они были основаны на идеях, описанных в «Герое с тысячей лиц» и других книгах Кэмпбелла. Известная серия интервью с Кэмпбеллом «Сила мифа» была снята на ранчо Лукаса. В этих интервью Джозеф Кэмпбелл помимо прочего рассказывает, как Лукас использовал книгу «Путешествие героя» в «Звёздных войнах» для создания современной мифологии. В 1999 году, 12 лет спустя, Мойерс и Лукас сняли фильм-интервью «Мифология Звёздных войн с Джорджем Лукасом и Биллом Мойерсом», где подробно обсуждают влияние работ Кэмпбелла на фильм Лукаса. В конце 1990-х годов Национальный аэрокосмический музей Смитсоновского института организовал выставку «Звёздные войны: Магия мифа», посвящённую тому, как труды Кэмпбелла отразились в «Звёздных войнах». * * * Герой с тысячью лицами «Герой с тысячью лицами» – шедевр, в последующие десятилетия оказавший влияние на большое количество мыслителей в самых различных областях. Анализируя широкий спектр мифов из различных частей мира, Кэмпбелл пришел к выводу, что они содержат в себе одну универсальную архетипическую формулу, которую он назвал мономифом. Это история героя, мужчины или женщины, покидающего свою родину и после фантастических приключений возвращающегося как обожествленное существо. Кэмпбелл обнаружил, что архетип путешествия героя обычно содержит в себе три стадии, подобные стадиям, характерным для этапов в традиционных ритуалах перехода: отделение, посвящение и возвращение. Мифы в которых нам жить Рождение и смерть, жизнь и небытие, зарождение и исчезновение мира — все это подчиняется единой модели путешествия мифологического героя и космогонического круга. Эта схема остается неизменной и в обрядах инициации примитивных народов, и в развитой мифологии древних цивилизаций, и в знакомом нам с детства мире сказок, и в сновидениях наших современников. Мифический образ В своем программном труде «Мифический образ» американский ученый, исследователь природы мифа и символа Джозеф Кэмпбелл (1904—1987), проводя сравнительный анализ мифологий различных народов мира, а также мифологической литературы, затрагивает такие темы, как идея космического порядка, преображение внутреннего света, искупление через самопожертвование и жертвоприношение, духовное пробуждение. Опираясь в работе на аналитическую психологию К.Г. Юнга и идеи традиционалистов, автор приходит к выводу, что, несмотря на видимое разнообразие культрных и религиозных традиций, в основе каждой из них лежат общие архетипические образы — Великой матери, Горы Мира, Владыки смерти и бессмертия, Святого Семейства и т.д. Мифология и трансформация личности В книге Джозефа Кэмпбелла «Путь к блаженству. Мифология и трансформация личности», составленной по материалам его лекций и публичных выступлений в 1960-1980-х годах, исследуется психологическая функция мифа. Согласно Кэмпбеллу, миф является универсальной матрицей личностного роста. Используя ее в полной мере, человек может жить в согласии со своей сокровенной природой. Связывая воедино древние символы и современное искусство, первобытные ритуалы и путешествие героя, Кэмпбелл помогает читателю обрести миф своей души — путь, который ведет к блаженству. http://www.redov.ru/psihologija/transpersonalnyi_proekt_psihologija_antropologija_duhovnye_tradicii_tom_i_mirovoi_transpersonalnyi_proekt/p26.php https://en.wikipedia.org/wiki/Joseph_Campbell